Галанова Юлия Вилиамовна

Директор психологического центра «Психолог и Я». Кандидат медицинских наук. Детский психолог, психотерапевт.

Образование

Дополнительной Образование

Опыт работы

Статьи

Почему трудно быть хорошим ребенком?

Часто, когда дети перестают быть хорошими и удобными для нас, мы говорим – «трудный ребенок», «проблемный ребенок», Мы легко навешиваем эти ярлыки и не всегда понимаем, какие «детские секреты» прячутся за ними.
Я предлагаю вам заглянуть в те «детские секреты», с которыми родители чаще всего обращаются к психологам. «Агрессивный ребенок – почему?», «Застенчивый ребенок – из-за чего?», «Врун или фантазер?», «Страхи – что прячется за ними?» - эти вопросы будут темами следующих статей.

Почему трудно быть хорошим ребенком?

Дети стремятся к тому, чтобы их как минимум замечали, а лучше, любили. Дети стремятся действовать так, чтобы вызвать наше одобрение, но слишком многое им мешает.
Даже мы взрослые, не всегда можем понять друг друга. Даже мы взрослые, не всегда способны контролировать свои чувства. И если это не очень хорошо получается у нас, то странно требовать это от наших малышей. Мы забываем, что у детей не только меньший, чем у нас опыт, а потому меньше возможностей урегулировать к общему удовлетворению любой конфликт, но и то, что они другие.
Давайте попробуем разобраться в том, почему они другие, чем они отличаются от нас, взрослых и о чем мы должны всегда помнить.
Во-первых, интенсивный процесс знакомства ребенка с привычным для нас миром проходит через призму чувств, которые так обострены, что заставляют малыша быть нетерпеливым и жадным до новых впечатлений;
Во-вторых, понимание того, что можно делать с предметом, приходит через манипуляцию с ним, а развитие тела и ума происходит благодаря действиям;
В-третьих, больший интерес у ребенка вызывает сама деятельность, а не результат;
В-четвертых, у ребенка нет той координации движений, которая помогает ему запросто делать то, чему мы уже давно научились (вдевать нитку в иголку или пользоваться ножницами);
В-пятых, деятельность может быть беспорядочна и даже опасна для жизни и здоровья малыша, и чтобы ее упорядочить и обезопасить, не обойтись без грамотной помощи взрослого;
В-шестых, нет развитого понимания чувств других людей и умения строить социальные взаимодействия;
В-седьмых, у ребенка другой ритм жизни, малыш не может планировать свое будущее и не понимает, почему какие-то дела кажутся нам такими срочными и необходимыми;
В-восьмых, у ребенка есть острое и сильное желание быть независимым, т.е. обходиться без посторонней помощи.

Все эти особенности, как мы видим, порой находятся в некотором противоречии с нашими родительскими ожиданиями. Именно эти особенности "мешают" нашим малышам быть хорошими и удобными, но они же помогают им развивать свой ум и тело и осваивать окружающий мир.
Самое главное о чем мы, взрослые, должны помнить – это о том, что мы знаем о ребенке и его мире больше, чем он о нашем, и именно поэтому на нас лежит ответственность за его жизнь и развитие.

Галанова Юлия ,
детский психолог.