Галанова Юлия Вилиамовна

Директор психологического центра «Психолог и Я». Кандидат медицинских наук. Детский психолог, психотерапевт.

Образование

Дополнительной Образование

Опыт работы

Статьи

Агрессивный ребенок – почему?

Детская агрессивность – одно из самых тяжелых испытаний, как для родителей, так и для самих детей. Даже самым терпеливым и любящим из родителей приходилось сталкиваться с детской враждебностью по отношению к себе или к другим людям. Кому из родителей не приходилось слышать « Я вас не люблю», «Я вас ненавижу».
Но ведь и мы родители временами испытываем чувство злости к детям и любя их, потом мучаемся и упрекаем себя за это. Пожалуй, трудно найти ситуации, в которых возникали бы более сильные чувства вины и стыда за то, что мы позволили себе сорвать злость или наказать ребенка, то есть сами не смогли справиться со своей агрессией.
И если мы, взрослые, не всегда можем управлять своими чувствами, то как научить ребенка справляться со своей агрессивностью?
Для начала давайте попробуем вместе разобраться в том, что такое агрессивность и какие у нее есть формы.
Психологи выделяют две формы агрессивности: недеструктивную и деструктивную.
Первая, недеструктивная агрессивность – это настойчивое, невраждебное поведение, направленное на достижение цели. Эта форма присутствует у детей с момента рождения и направлена на удовлетворение желания и достижение цели. Этот тип агрессивности, безусловно, желателен и необходим для выживания и достижения успеха и является основой для таких качеств как целеустремленность и настойчивость.
Другая форма, деструктивная агрессивность – это злобное, враждебное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить – это может быть видами самозащиты, но причиняет слишком много боли и самому ребенку и близким. Деструктивная агрессивность не появляется сразу после рождения. Возникновение этой формы агрессивности напрямую связано у детей с переживанием чрезмерной боли, обид и разочарований.
С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от нас, родителей, и находится под постоянным контролем со всех сторон; «не делай то, не делай это». В силу разного рода причин мы вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует и навязывать им то, что их сердит и злит. Все это является источником обид и разочарований. Ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет, наверное, такого дня, чтобы какой-нибудь его порыв или какое-нибудь желание не были подавлены. И плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. Так, наверное, и зарождается агрессия.
Агрессивная реакция – это по своей сути реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия и возникает при попытке ребенка изменить неустраивающее его положение вещей.
Все это совершенно нормально, ведь в жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека на борьбу. Нам всем нравятся люди успешные, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели.
Вот почему, когда мы сталкиваемся с детской агрессивностью, не стоит думать о ее полном исключении из характера ребенка. Это скорее приведет к запрету на выражение чувств и к другим психологическим проблемам. А стоит думать о том, чтобы помочь ребенку справиться со своими враждебными чувствами и научиться их выражать приемлемым образом.
И если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Галанова Юлия , детский психолог