Наши дети получают знания о моделях
поведения из трех источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать и
обеспечивать закрепление агрессивного поведения.
Второй – это сверстники, общение с которыми часто сопровождается
узнаванием преимуществ агрессивного поведения («Я самый сильный
и мне все можно»).
Третий - это обучение агрессивным реакциям не только на реальных
примерах, но и на символических. В настоящее время практически не
вызывает сомнения, что сцены насилия, демонстрируемые с экрана телевизора,
способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Но все-таки самое главное - это модель семейного воспитания, так
как именно в семье происходит первичная социализация ребенка, обучение
его правилам взаимодействия с другими людьми и установление социальных
норм поведения.
И если в семье отношения между родителями и детьми построены на
доверии, любви и принятии друг друга, то ребенок всегда принесет
знания, полученные извне в семью для обсуждения. Мы не всегда можем
оградить наших детей от ненужного общения, от потока различного
рода информации, но мы всегда можем помочь разобраться нашим детям
в этом, делясь с ними своими моральными и этическими нормами.
Исследования психологов показывают, что есть определенные нарушения
семейного воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение
ребенка (Смирнова Т., 2004).
Перечислю основные из них:
- Воспитательные средства, к которым прибегают родители (физические
наказания, игнорирования, угрозы);
- равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам;
- противоречивые модели воспитания ( у папы – «нельзя», а у мамы-«
можно»);
- частые негативные эмоциональные состояния у родителей;
- полное отсутствие запретов и ограничений.
Дети в семьях с такими особенностями воспитания имеют высокий уровень
тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают
большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к
ним. По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной
человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (
Гиппенрейтер Ю., 1998). И тогда их агрессивное поведение – это способ
психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему
внутреннему миру.
Но даже в самых благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов,
и возникают они в основном вокруг установления родителями правил
и выполнения этих правил детьми.
Правила, разумные запреты и ограничения обязательно должны присутствовать
в воспитательном процессе детей. Это делает жизнь детей более осознанной,
организованной, безопасной и комфортной.
Важно только как вводятся родителями правила для детей, как понимают
и принимают их дети. Ведь часто правила существуют лишь в «голове»
родителей и тогда поведение родителей может быть совершенно непредсказуемым
и непонятным для детей.
Чтобы избежать непонимания и ненужных конфликтов внутри семьи, провоцирующих
агрессивные реакции у всех участников воспитательного процесса,
полезно знать, что для нас, родителей, тоже существуют правила.
Правила для родителей создающих правила для детей:
-
- Правило 1: Правила должны выстраиваться на фундаменте доверительных
отношений;
-
- Правило 2: Все правила должны быть согласованы между родителями
и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка;
-
- Правило 3: Детям надо многократно напоминать об одних и тех же
правилах доброжелательно и авторитетно;
-
- Правило 4: Правила должны меняться в зависимости от возраста ребенка
-
- Правило 5: Последствия (наказания) должны вытекать непосредственно
из плохого поведения ребенка.
-
- Дополнение к правилу 5: Физические наказания унизительны для ребенка.
Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше лишая его хорошего,
чем делая ему плохое» (Гиппенрейнтер Ю., 1998). Наказания должны
быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер,
так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному
срыву.
Дополнение ко всем 5 правилам:
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того,
что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то
лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением
доверительных отношений. Только взаимопонимание и доверие между
родителями и детьми дают возможность установить эффективные границы
дозволенного и избежать конфликтного агрессивного поведения детей.
Галанова Юлия
,
детский психолог