Это про них говорят – «стихийное бедствие».
Это они выводят из себя даже самых спокойных и терпеливых взрослых.
Это их постоянно одергивают, стыдят и ругают. Это они не могут спокойно
ходить, тихо сидеть, молча чем-то заниматься. Они все время бегают,
прыгают, шумят, болтают, начинают что-то делать и очень быстро бросают
начатое, теряют вещи, проказничают – в общем они очень и очень неудобны.
И все бы было ничего – только бы нам взрослым добавить побольше
сил и терпения, - если бы сами гиперактивные дети не испытывали
столько трудностей самого разного рода и в общении, и в учебе.
Пик проявления гипнрактивности приходится на 5-7 лет и именно в
этом возрасте, когда у взрослых появляется ощущение неуправляемости
ребенка, чаще всего обращаются за помощью к врачам или психологам.
Когда гиперактивные дети идут в школу ситуация еще более осложняется
поскольку требования к детям несоизмеримо возрастают. Ведь теперь
всю первую половину дня почему-то нужно тихо сидеть и сосредоточенно
слушать учителя. А это, похоже, просто невыносимо для гиперактивных
детей. Именно поэтому они часто в середине урока могут вскочить
или начать что-то выкрикивать, совершенно не относящееся к занятиям.
Часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратился к ним
с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них мала, они
не усваивают большую часть того, о чем говорилось на уроке, и часто
отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном
класса. Разумеется, это отражается на их школьных успехах. Домашние
задания для гиперактивных детей превращаются в настоящие мучения:
одно задание может выполняться часами, сопровождаясь слезами или
вспышками ярости, если взрослые подключаются с контролем.
А ведь именно контроль и помощь взрослых особенно нужны гиперактивным
детям, так как именно контролировать себя, свое поведение и свои
чувства у них и не получается.
К 15-16 годам гиперактивные дети ничем не отличается от своих сверстников.
Их подвижность и отвлекаемость сохраняется, но уже в пределах нормы.
Это, конечно, успокаивает, но до этого возраста родителям гиперактивных
детей стоит запастись терпением и самообладанием. .
О чем важно помнить родителям гиперактивных детей.
- Для гиперактивных детей важен четкий распорядок дня.
- Важно, чтобы все правила и требования обсуждались и разъяснялись.
- Важно, чтобы в течение дня была возможность для активного отдыха
или спортивных занятий.
- Важно оберегать гиперактивных детей от чрезмерного утомления,
так как это сопровождается снижением самоконтроля.
- Помощь в уроках обязательно нужна, особенно в младших классах.
Полезно чередовать сложные предметы с более легкими для ребенка,
делать небольшие перерывы, давать задания на определенное время.
- И, обязательно, в каждом случае, когда ребенок этого заслужил,
его нужно хвалить, поощрять и подчеркивать его успехи. Ведь он должен
верить в себя, а это возможно только в том случае если вы верите
в его силы, в его возможности и его способности. А они обязательно
есть. Приглядитесь, и даже если вы очень устали, вы их обязательно
увидите!
Галанова Юлия
,
детский психолог