«Они боятся других детей»
«Они ни с кем не играют. Они играют только с самими собой».
«Они не любят разговаривать с другими людьми».
Это удивительно точные высказывания четырехлетних детей о застенчивых
детях.
Что же такое застенчивость?
Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там,
где два человека вступают в контакт или, вернее, не могут наладить
контакт. Застенчивость можно определить как чрезмерную чувствительность
человека к тому, что о нем думают окружающие.
Мы все испытываем в той или иной степени это чувство при общении
с новыми людьми, попадая в неизвестные ситуации. Для детей практически
любая ситуация является новой и необычной, именно поэтому застенчивость
у них проявляется так явно и разнообразно. По мере взросления у
детей развиваются память на лица, места и появляются знания о том,
как вести себя так, чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей.
Если, взрослея, человек не научился справляться со своей застенчивостью,
и она превратилась в одну из основных черт его характера, это может
создавать серьезный барьер в общении с другими людьми. Застенчивый
человек испытывает чувство страха перед любым контактом с другими
людьми, боясь негативной оценки со стороны окружающих, боясь получить
отказ, боясь привлечь к себе внимание, боясь близких отношений.
Часто эти переживания сопровождаются заниженной самооценкой и неуверенностью.
Ведь застенчивые люди самые строгие самокритики: они всегда не дотягивают
до планки, которую сами же себе и устанавливают. Поэтому любая неудача,
неуспех воспринимаются ими как заслуженные и только подкрепляют
чувство неуверенности. Застенчивый человек находится в ловушке своей
застенчивости и, кажется, что из нее нет выхода, вернее есть только
один - спрятаться от всех. Одиночество – достаточно дорогая плата
застенчивых людей.
Если понаблюдать за группой детей, то достаточно быстро можно понять,
кого из них можно назвать застенчивыми.
Застенчивые дети избегают общения, у них мало или нет вообще друзей.
Они часто бродят отдельно от других детей или держатся поближе ко
взрослым. Они, как правило, очень послушны и не создают проблем
для взрослых. Но настроение их по сравнению с другими детьми чуть
занижено, они реже улыбаются, испытывают энтузиазм. Они не умеют
высказывать и отстаивать свое мнение. Они не умеют смотреть в глаза
и никогда не вызываются добровольцами, о чем бы не шла речь. Застенчивый
ребенок никогда не попросит о помощи, он боится просить что-нибудь
у других детей. Все поведение этих детей направлено на то, чтобы
не привлекать к себе внимания и их действительно перестают замечать
– знакомиться, приглашать в игру.
Нам очень хочется, чтобы наши дети были веселы, активны, общительны
и успешны. Поэтому, если у ребенка появляются черты застенчивого
поведения, нужно обязательно ему помочь научиться преодолевать свою
застенчивость.
«Я хороший!», «Меня все любят!», «Я смогу это сделать» - мы хотим,
что бы наши дети так думали о себе. Для этого их надо больше хвалить
и в позитивном ключе комментировать их поведение. И ни в коем случае
не навешивать ярлыки «Ты – глупый» или «Даже не пытайся, у тебя
все равно ничего не получится». Эти выражения, несущие негативный
смысл, подавляют ребенка, гасят его инициативу.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, что нет худа без добра, но чтобы
в первую очередь они видел бы добро и тех людей, которые к нему
испытывают симпатию и интерес и хотели бы с ним познакомиться и
подружиться. Дети должны усвоить, что человек учится на своих ошибках,
анализируя их и набирая свой опыт. Это одни из основных тем для
обсуждения с застенчивыми детьми. С ними нужно очень много разговаривать
и обязательно давать им высказываться. Нужно в любых ситуациях интересоваться
их мнением и учить их использовать такие выражения как «Я думаю»,
«Я считаю». Пусть они свободно говорят о том, что им нравится или
нет, о своих чувствах. Помните, что застенчивым детям нужно больше
времени, чтобы освоиться в новой обстановке, их не стоит заставлять
насильно что-либо делать. Поддерживайте их и помогайте им, и никогда
не говорите: « Он такой застенчивый», чтобы этот ярлык не приклеивался
к ребенку. Лучше « ему нужно привыкнуть, освоиться».
Дети должны чувствовать вашу любовь, поддержку и веру в их силы.
«Я люблю тебя!», «Ты молодец!», «У тебя все получится!» - вот те
родительские послания, которые придают детям уверенность, повышают
их самооценку и они обязательно будут делать шаг за шагом к другим
людям, как бы им не было страшно. Ведь один из парадоксов застенчивости
состоит именно в том, что застенчивые дети больше других детей испытывают
потребность в общении, любви и принятии.
Галанова Юлия
,
детский психолог