Кризисное обострение внутрисемейных проблем можно рассматривать, как переходные моменты между стадиями жизненного цикла семьи (впервые, описанные группой американских психологов под руководством Г. Бейтсона). Такие семейные кризисы называются нормативными (т.е. нормальными для всех семей), хотя это и тяжелые переходные состояния, которые сопровождаются острыми переживаниями и эмоциональными стрессами.
Все семьи проходят стадии развития, и на каждом этапе перед ними стоят определенные задачи. Эти задачи необходимо решить, иначе перейдя на следующий этап, эти нерешенные задачи будут тормозить прохождение семьей следующей стадии развития.
Перечислю основные кризисные периоды жизненного цикла семьи, могущие привести к кризисам в отношениях, а также важные задачи, которые необходимо решать семье на каждом из этапов развития.
Первый
нормативный семейный кризис – это принятие на себя супружеских обязанностей.
Его переживает молодая семья без детей при переходе от одиночного к парному существованию – это период привыкания, притирки. Главная задача этого периода – это адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу. Задачи развития семьи на этом этапе:
1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками.
2. Разрешение конфликта между семейными и личными потребностями.
3. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности.
4. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация).
5. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества.
Опасность этого периода в том, что идеальный облик избранника или избранницы все более обрастает реальными чертами, не всегда симпатичными. Приходит понимание того, с кем свела судьба и насколько просто, или сложно с партнером можно находить общий язык.
Второй
ответственный период - это рождение первого ребенка.
Кризисный период жизни семьи заключается в освоении супругами родительских ролей и принятия факта появления в семье новой личности. Основная задача развития молодой семьи с ребенком - это реорганизация семьи для решения новых задач, таких как:
1. Уход за маленьким ребенком.
2. Согласование личных и семейных целей.
3. Освоение супругами новых ролей – родительских.
4. Преодоление трудностей распределения внимания, любви и заботы уже между тремя близкими людьми.
5. А также на новом уровне постройка отношений с родителями, ставшими бабушками и дедушками.
Опасностями этого периода является вынужденный перерыв в профессиональном развитии одного и увеличившаяся финансовая нагрузка на другого. Как часто в этот период можно услышать упреки: «Помоги мне с ребенком, я устала! - От чего тебе уставать, ты же целый день дома? - Вот я действительно устал на работе, и дома мне нет отдыха! - Ты так говоришь, потому, что нас не любишь, тебе работа важнее семьи!» Такие диалоги возникают, потому что важным и опасным моментом в этот период - является хроническая нехватка сил, времени для своих личных и супружеских нужд у молодых родителей: на отдых, на хобби, на друзей, на романтические отношения друг с другом, да и просто на то, чтобы физически выспаться.
Третий
кризисный период (пять – семь лет браку) связан с поступлением ребенка в школу или в дошкольное учреждение, то есть во внешние социальные структуры.
Что же такого особого в этом этапе развития семьи? Дело в том, что «продукт воспитательной деятельности родителей» оказывается объектом всеобщего обозрения. Семья как бы «проверяется на эффективность правил воспитания», которые ребенок в ней получает. Если ребенок, как «семейный представитель», выходя во внешний мир (идя в школу) справляется со школьными требованиями, то семья «эффективна». Если же нет, то ребенок может попасть в роль человека, который семью «позорит». «Неуспешный» ребенок обычно не получает в такой «неэффективной семье» поддержки и помощи, потому, что в ней нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к социальным. (В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку - сам виноват).
Основная задача этого периода - очередное перераспределение обязанностей между супругами, связанное с появлением школьника в семье. Требуется проявление участия при адаптации ребенка к школе, а если надо, то и при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой, распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Игнатьева Светлана
- семейный психолог