Князева Наталья Владимировна

Индивидуальное консультирование и психотерапия : * жизненных и возрастных кризисов * тревожных и депрессивных расстройств * нарушений пищевого поведения * психосоматических и хронических заболеваний. Профконсультирование и профориентация. Ведущая семинаров <<Школа для родителей>>.

Образование

Дополнительной Образование

Опыт работы

Статьи

Кризис среднего возраста

«Сорокалетье взяв за середину
Мы постоим на этом перевале
И тихо двинем в новую долину.
Там каждый шаг дороже ровно вдвое,
И в счет идет, что раньше не считалось…»
Ю. Визбор

Почему многие люди испытывают вдруг в среднем возрасте сильный внутренний разлад? Кто-то, добившись уже многого – бросает работу и начинает все с нуля на другом поприще, кто-то впадает в депрессию, кто-то уходит из семьи…Что же происходит с человеком в середине жизни?

В греческом языке существует два слова, обозначающих время: «chronos» и «kairos». «Сhronos» - это время, текущее равномерно и поступательно. События, происходящие в хронологическом порядке, то, что можно расположить на одномерной оси времени. «Kairos» - это наполнение момента времени, его содержание. Это момент удачи, истины, момент прозрения. Ось «Kairos» пересекает ось «Сhronos» и тогда время приобретает еще одну размерность, пространство, глубину.

Должно быть, кризисы в нашей жизни это и есть такие моменты пересечений, когда время приобретает особое значение, когда события наполняются большим смыслом, большей глубиной? Кризис – это такая критическая точка на кривой нашей жизни. Точка, где происходит смена закона движения.

Кризисы случаются на протяжении всей нашей жизни, начиная с самого детства. Кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис. Ну, с ними-то, более-менее понятно. Организм растет, мозг развивается, психика формируется. Появляются новые возможности, новые способности, новые желания, вступающие в противоречия со старыми формами поведения. Требуется пересмотр, «инвентаризация», если хотите, старого. Выбрасывание ненужного, выращивание нового. В общем – понятно.

А вот что происходит в середине жизни?

Все уже выросло, сформировалось. Мы многому научились, многое знаем и добились многого. Сами готовы поучить кого угодно. Теперь-то что? Какой кризис? Какая инвентаризация? Почему удобные и эффективные прежде представления о себе и окружающем нас мире перестают быть таковыми?

Джеймс Холлиз называет в своей книге кризис среднего возраста «перевалом в середине пути». Первая половина взрослости – время роста, развития, накопления. Хочется вперед, «выше, быстрее, дальше». Мы полны энергии, амбиций, желаний. Находим свое место в социуме – карьера, семья, круг общения. И вот когда многое уже достигнуто и определено, когда появилась стабильность и солидность мы вдруг начинаем ощущать легкий холодок сомнений. Может появиться скука или повышенная тревожность, неудовлетворенность работой, неудовлетворенность отношениями с партнером, то, что казалось важным, вдруг становится незначительным, то, чего очень хотелось, вдруг не радует – это и есть первые признаки наступающего кризиса. Кризис среднего возраста – это скорее психологическое переживание, чем хронологическое событие. Поэтому у разных людей он случается в разном возрасте: у кого-то уже в 30, а у кого-то в 50.

Мы ощущаем нарастающее внутреннее напряжение. Происходят изменения в физиологии и в ощущении времени. Наличие сильного и здорового тела уже не кажется нам непреложной данностью. Седина, морщинки у глаз, на пятый этаж бегом уже не хочется, лучше на лифте. И будущее уже не кажется нам сценой для постановки бесконечной пьесы. Героическое мышление юности сменяется реалистическим мышлением зрелости. Утрата иллюзий всегда болезненна, поэтому всем этим изменениям сопутствует сильный стресс. Ницше говорил, что люди впадают в страшную панику, как только узнают, что они – не Боги.

Тогда мы начинаем искать кого-то или что-то во внешнем мире, что могло бы нам помочь. Обращаемся к чужому опыту, ищем совета, читаем умные книги. Но…то, что нам следует знать, должно прийти изнутри. Кризис среднего возраста переживают многие, а тропинка для выхода из него у каждого своя. Как у Высоцкого «колея эта только моя. Выбирайтесь своей колеей».

Но, пережив и приняв все эти невеселые открытия, мы, в конечном итоге понимаем, что ни окружающие нас люди, ни мир вокруг нас ничего нам не должны и берем на себя ответственность за свою жизнь. Удивительно, но вместе с грустью рождается трепетное ощущение свободы. Мир становится более многомерным, в нем можно разглядеть тысячи оттенков. Мы учимся видеть разницу между работой и призванием, между одиночеством и уединением, замечаем, что делиться накопленным опытом и помогать расти новому ничуть не менее увлекательно, чем пробиваться самому. И внутри себя находится много неизведанного и увлекательного. Кто-то начинает писать книги, стихи, увлекается путешествиями, фотографией, заводит лошадей или открывает ресторанчик. Короче, по - новому смотрит на себя. А когда меняемся мы сами, меняется и окружающий мир. Оказывается, что ценность душевного странствия ничуть не меньше, чем ценность социальных достижений.

Князева Наталья , психолог-консультант

<str