Волынская Инна Олеговна

Клинический психолог.Индивидуальное консультирование и психотерапия взрослых при проблемах контакта, взаимоотношений, самооценки, психосоматических расстройствах, панических атаках, тревожности, страхах.

Образование

Дополнительной Образование

Опыт работы

Статьи

Ты всегда можешь взять больше, чем ничего

«Вообще-то я очень храбрый,
только сегодня у меня голова болит»
Льюс Кэролл «Алиса в зазеркалье»


«Чего ты боишься?» - вопрос беспроигрышный, интимный и вследствие этого довольно рискованный. Каждый хоть чего-нибудь точно боится -  осознает он это или не очень. Страх – это основной ограничитель наших желаний и потребностей. «Хочу съесть эту конфету, но боюсь потолстеть», «Хочу уйти от мужа, но боюсь остаться одна», «Хочу поменять работу, но вдруг другая будет еще хуже». В-общем, «Хочу, но вдруг не получится?»

Мы боимся - одиночества, болезни, потери, отсутствия средств к существованию, повторения прошлого, не повторения прошлого, будущего, отсутствия будущего, отвержения, признания, расставания, близости, свободы, несвободы, перемен, того, что все останется таким же, несчастья, счастья, потеряться в толпе, отделиться от толпы, остаться незамеченным, оказаться замеченным, оказаться не правильно понятым, быть правильно понятым, неуспеха, успеха, который необходимо повторять и поддерживать. Получив нечто, о чем давно мечтали, тут же боимся его потерять. И парадоксальным образом перестаем радоваться долгожданному счастью. «Бойтесь своих желаний, они имеют обыкновение сбываться».

Как получается, что страх – одна из необходимых «сигнальных» эмоций, в животном мире призванная сохранить жизнь и помогающая избежать опасности, - становится тотальным и распространяется во все сферы нашей жизни? Вернее, не так. Мы сами впускаем его во все, что имеет ценность. Более того, он является маркером открывающейся возможности.

При этом все знают, что страх - довольно неприятное и энергетически затратное чувство. Там, где он появляется, можно думать только, как избежать опасности – реальной или мнимой. Естественно, в будущем надо стараться максимально оградить себя от ситуаций, угрожающих существующему «статус-кво». Даже если настоящее положение вещей совсем не радует – в нем мы научились ориентироваться. Получается, что страх манипулирует человеком, взамен даруя ему безотказное оружие манипуляции другими людьми. Попробуй сделать или сказать кому-либо то, чего он очень боится, не испытав при этом чувства вины.

В результате, вынужденный лавировать между разнообразными энергоемкими и парализующими ограничениями, человек позволяет себе все меньше: чувств, слов, поступков и решений. Натягивая на себя иллюзорную стабильность, восхищенно осуществляет «лайки» и «перепосты» свидетельств чужой смелости, открытости и неравнодушия. Вроде как приобщается и чего-то делает, попутно ссылаясь на возраст (слишком юный или наоборот), невезение, неудачные стартовые условия, «излишнюю» интеллигентность и порядочность.

Не в этом ли (в числе прочего) секрет столь массовой популярности социальных сетей – «как бы» «полноценная» жизнь, чувства, отношения «без отрыва задницы от стула/кресла/дивана»? Деятельность совершается простым давлением на кнопку. Все возможные неприятности легко отключаются нажатием delete и backspace. Симпатия не менее легко выражается при помощи like. Неудобные люди блокируются. И самое главное, то, что только сказал – несложно отредактировать или удалить. Слово конечно не воробей, но поймать его стало возможно! Сказка.

Все бы хорошо, прогресс не стоит на месте: решение по минимизации неприятных эмоций найдено. Но – есть проблемы. Причем, их причина находится непосредственно в особенностях человеческой психофизиологии.

Таким образом излишне увлекаясь истреблением энтропии из собственной жизни человек парадоксальным образом делает себя менее живым. «Пациент скорее мертв, чем жив» ((с) «Золотой ключик»). Потому что (если конечно мы не являемся обладателем волшебной палочки и не знаем гарантированных магических заклинаний) - все, что нам доступно в деле предельной стабилизации нашей реальности – это приковать мужа/жену к батарее, посадить детей на домашнее обучение, повесить на дверь несколько замков, заказывать продукты на дом и постараться свести все контакты с внешним миром к минимуму и экрану монитора.

Несколько лет назад было популярно слово «как бы». Никто тогда еще не предполагал масштабов его материализации. «Как бы» жизнь набирает обороты.

Волынская Инна , психолог-консультант

<str